RSS-поток

ВеллСМИ — Природа красоты » Красота отношений, Статьи » Любовь в стиле сюрреализм

Любовь в стиле сюрреализм

Считается, что за успехом великого мужчины непременно стоит великая женщина. Биографии героев рубрики – Сальвадора и Гала Дали, ставшие в конце концов одной биографией, не оставляют повода в этом усомниться.

Елена Дьяконова, а именно так по-настоящему звали жену одного из самых известных в мире художников-сюрреалистов Сальвадора Дали, получила свое знаменитое прозвище Гала задолго до знакомства с живописцем, и совсем не потому, что оно сходно по звучанию с русским именем Галина, как считают многие. Это прозвище Елене дал ее первый муж, известный французский поэт Поль Элюар. Gala (с ударением на последнем слоге) в переводе с французского означает праздник. Елена действительно стала настоящим «праздником» для поэта, вдохновившим его на создание знаменитого цикла любовных стихов. В 1917 году поэт и русская эмигрантка сыграли свадьбу, но через четыре года эта любовь приняла неожиданную форму – в жизни Елены появился страстный поклонник и любовник, известный немецкий художник-авангардист Макс Эрнст, который очень скоро перебрался в дом Элюара и Елены. Никто из троих не пытался скрыть от окружающих этот любовный треугольник. Неизвестно, как бы сложилась судьба, если бы в жизни Елены не появился молодой (на 10 лет моложе), талантливый, но практически никому тогда не известный испанский художник Сальвадор Дали. Их знакомство произошло в 1929 году в Каталонии, хотя впоследствии в своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», художник напишет, что впервые увидел и был поражен очарованием Елены гораздо раньше — еще в детстве. «Именно в оптическом театре г-на Траитера я впервые увидел поразивший меня силуэт русской девочки. Она явилась мне, укутанная в белоснежные меха, в русской тройке, за которой мчались волки с фосфоресцирующими глазами. Она смотрела прямо мне в глаза с выражением горделивой скромности, и у меня сжалось сердце. Выразительные ноздри и глаза делали ее похожей на лесного зверька. По контрасту с их поразительной живостью черты всего лица были гармоничны, как у рафаэлевской Мадонны. Гала? Я знаю, это была уже она», — пишет художник. Действительно ли это была она, или это просто фантазия живописца, мы, наверное, уже не узнаем, но то, что спустя много лет, в 29-м году необъяснимо откуда взявшаяся страсть наповал сразила их обоих, известно доподлинно. Дали практически без боя «отвоевал» Гала у Поля Элюара (у них, ко всему прочему, была общая с Еленой дочь), который сам их и познакомил, и взамен оставил ему знаменитую работу «Портрет Поля Элюара».

Гала стала для Сальвадора Дали не только музой! Помимо того, что она послужила моделью фактически для всех женских образов, запечатленных в работах живописца, Елена, как бы сейчас сказали, стала продюсером, промоутером и администратором для своего талантливого мужа. В книге «Дневник одного гения» Дали напишет: «Гала пропадала у торговцев красками, антикваров и художников-реставраторов, скупая у них кисти, лаки и все прочее, что понадобится мне в тот день, когда я, перестав, наконец, обклеивать свои полотна лубочными картинками и бумажными обрывками, всерьез займусь настоящей живописью». То, что мы сейчас именуем «Империя Дали», по сути, создано ими двоими. Всю организационную и финансовую деятельность «Империи» на себя взяла Гала. Художник, в свою очередь, уже с середины тридцатых годов подписывал все свои работы именем «Гала-Сельвадор Дали», словно они были одним целым.

Конечно, брак Сальвадора и Гала, в котором они прожили 53 года, нельзя назвать безупречным с точки зрения классической нравственности — Елена, будучи женщиной, полной жизненной энергией и обладающая, несмотря на незаурядную внешность, колоссальным обаянием,  имела множество любовников. Сальвадор, чья энергия целиком и полностью реализовывалась в живописи, не стремился противиться этому. Он и сам нередко проводил время в обществе молодых манекенщиц.  Возможно, в мире гениев так принято.

Об отношении художника к своей музе можно судить по предисловию, написанному им к уже упомянутому выше Дневнику: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее Безмятежной». И это отношение сохранилось до глубокой старости – на 74-й день рождения Дали дарит Гала средневековый замок Пуболь в Каталонии, в котором она проведет последние годы жизни.

Он пережил ее на семь лет, но так и не смог смириться с утратой. После смерти Елены в 1982-м году, Дали впал в глубокую депрессию, выйти из которой уже не смог. Тема скорби видна невооруженным глазом практически на всех его последних полотнах, которые, ко всему прочему, значительно упростились.

Чем была Гала для художника? На этот вопрос он ответил на одной из самых своих знаменитых картин «Открытие Америки Христофором Колумбом». На ней художник изобразил Елену в образе Христа на хоругви с надписью: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Автор: Мария Федорова

Filed under: Красота отношений, Статьи · Tags: , , , , , ,

Добавить комментарий

*